За время, как было провозглашено скандальное и беспрецедентное решение «снять с охраны недавно поставленный на охрану памятник» высказались многие деятели культуры, краеведы, архитекторы и мусульманские деятели. Об этом писал известный знаток сакральной географии Москвы Рустам Рахматуллин («При чём здесь Мекка? Это просто повод для сноса столетней мечети»). Об этом говорили известные мусульманские лидеры, к примеру, глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев:
- Это была центральная мечеть в Советском Союзе. По возможности её надо сохранить, чтобы она стала частью нового комплекса.
Муфтий Москвы и Московской области в составе Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Махмуд Велитов:
- Будь в моей власти, я бы не допустил этого. Ещё не хватает средств на реконструкцию, а уже хотят сломать старое здание. Разрушить легко, а восстановить потом уже будет невозможно. Неразумно лишать историческую мечеть и статуса объекта культурного наследия.
Первый зампред ЦДУМ России Альбир Крганов:
- Мое отношение к возможному сносу мечети как гражданина Российской Федерации негативное. Московская соборная мечеть - это история татар, мусульман нашей страны. Что касается направления в сторону Каабы, которое, по мнению некоторых, не соблюдается в случае с Соборной мечетью, то это не означает, что "если мечеть вплоть до миллиметров не соответствует этому направлению, то молитвы не будут приниматься Всевышним".
Против атаки на памятник истории Ислама выступили с коллективными официальными письмами Президиум ЦДУМ России, Духовное управление мусульман Татарстана. Московский активист татарского национального и мусульманского движений Гаяр Ахметович Искандяров на форуме «Московского Татарского Свободного Слова» провёл коллективное обсуждение Обращения в защиту мечети и по сей день ведёт мониторинг ситуации.
Споры вновь вспыхнули в последнюю пятницу Рамадана, когда «Московская правда», а затем «Интерфакс-религия» и многие светские СМИ провозгласили: «Соборная мечеть Москвы не представляет исторической ценности - муфтий Гайнутдин»!
Прокомментировать ситуацию мы попросили исламского культуролога Джанната Сергея Маркуса:
Шабаш вокруг Соборной мечети Москвы – удручающий знак нашего времени. Этого опасался Чингиз Айтматов, предвидевший потерю почтения к предкам, забвение истории рода, народа и превращения людей 21 века в универсальную массу «манкуртов», «иванов, не помнящих родства».
А о чём ином говорят такие такие фразы, как (цитируем по «Московской правде»): "По оценке Москомнаследия наша мечеть не представляет исторической ценности. Нынешнее здание мечети не имеет никакого фундамента, а потолочные перекрытия и сам потолок сделаны из фанерной дранки. Оштукатуренные и покрашенные, они подобно пороху способны мгновенно воспламениться". Если это так – то разве можно в аварийное здание запускать людей на молитву, на праздник Ураза-байрам?! И если это так – неужели современные архитекторы, инженеры, специалисты по безопасности зданий неспособны решить проблемы? Эти аргументы, как и «открытие об отклонении от киблы» - просто демагогия, прикрывающая нежелание трудиться ради сохранения исторического памятника. Это ведь удорожает расходы и на строительство, и на дальнейшее поддержание здания в порядке. Проще снести.
А ведь это – уникальнейший памятник татарской истории в Москве, и шире - Ислама в России. Да, художественно он не уникален и архитектурно невыразителен. Так это именно «знак времени»! Царские власти долго тянули и пытались замотать прошения мусульман об открытии второй мечети в Москве. А когда всё-таки разрешили, то далёкий от мусульманской культуры архитектор Жуков сотворил нечто среднестатистическое «в восточно-византийском духе», скромное, даже наглядно убогое, чтобы умалить мечеть на фоне московской архитектурной традиции. Смотришь на это – и всем телом, всею душою чувствуешь то время… И вот такого переживания хотят лишить и нас, и тем более – нашу молодёжь, последующие поколения. «Концы в воду…»
Кстати, сравните с величием Соборной мечети Петербурга: она-то по личному указу царя, да при личном участии эмира Бухары выстроена – близ самой Петропавловской крепости, у Невы, в знак имперской широты и роскоши. Там – восточный бриллиант в короне Российской империи, а в Москве – жалкая «золушка» в мещанско-татарском предместье…
И всё же, наряду с этим, эта сверхскромная мечеть – велика своей памятью. Достойно передавать потомкам – как собирали средства, как братья Алимовы ходили к Китаю вдоль татарских караванных путей… как помогли купцы Ерзины… а двое имамов из рода Алимовых – шахиды… как собирали средства на борьбу с фашизмом… а сколько крупных политиков со всего света здесь побывало – в сложнейшие для религии времена «государственного атеизма»! А совсем недавно – впервые в истории! – своим присутствием почтили обитель мусульман и первые лица обновлённого Российского государства… Какую сокровищницу памяти собрали эти камни! Ничего подобного в нашей столице нет.
Равно как и вообще, скажите: а много ли у нас памятников татарской культуры? На пальцах одной руки пересчитать можно. Каждая единица – бесценна, над ней, хрупкой, дышать нельзя.
И вот случилось! – мечеть пережила самое грозное, разрушительное столетие в истории нашей страны, а мы теперь готовы такой памятник… разрушить. Сначала «объявить памятником», а через пару лет заявлять уже «это вовсе не памятник». Что это – безумие, цинизм, власть золотого тельца… или диверсия против нашей истории, культуры и веры?
Разрушителям Соборной мечети в Москве
Есть же взрослые люди, что разумом - слабые дети,
Постыдятся старушке - а она ведь… их мать.
За предательство предков пред Богом ответят:
Кто-то строил мечеть, кто-то жаждет… сломать.
Сколько лет изнывали татары: царю всё писали!
Жалость выжали, сдюжили, право своё отстояв.
И хоть скромно, но к небу подняли
Минарет, полумесяц, азан над Москвой расплескав.
И в столетье лихое мечеть среди тьмы устояла,
Здесь читали Коран, пред Аллахом лишь падая ниц.
Боль и счастье, молитвы и слёзы впитали
Эти ветхие стены – тут память бесценных страниц.
Что покажем мы детям, дотронутся ль внуки руками?
Кто расскажет про Ерзиных, вспомнят ли Алимов род?
Искушение древнее - властью, гордыней, деньгами –
Превратит ли в манкуртов татарско-московский народ?
За наследие дедов – не «муфтий», но каждый в ответе:
Пусть же станет мечом твоё слово, молитва – как ток.
Эй, манкурты в чалмах, руки прочь от мечети!
На намаз встанем вместе – велит нам Пророк.