Очевидно, что в современных исторических условиях обществу необходим набор правовых, административных, организационных, социокультурных, медийных и иных инструментов для реализации стоящих задач обеспечения межконфессионального мира и эффективного противодействия религиозному радикализму.
Есть несколько важных аспектов, на которые должно быть обращено внимание. Как говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: «против нашей страны сейчас идет беспрецедентная информационная атака». Явно можно заметить элементы чуждой религиозной экспансии. Сейчас религиозных деятелей во всем мире волнует подмена смыслов и понятий священных текстов, которая формирует в сознании обывателей негативный образ религий, в том числе Ислама. Возьмем самый простой пример: слово «шахид» означает «мученик, погибший за веру», а не психопат, убивающий себя и окружающих. Настоящими шахидами были наши сограждане, сражавшиеся в Великой Отечественной Войне с нацистской Германией за свою Родину, а не террористы, осквернившие это понятие. Кстати призыв к джихаду против фашистов был принят главой мусульман России тогда. И настоящий джихад это в первую очередь борьба со своими пороками и низменными качествами, т. е работа над своим эго.
Другой важный момент, который не следует упускать из виду, это социальная незащищенность неофитов – людей, которые только что приняли ислам. К сожалению, неопытному в вопросах веры человеку намного проще попасть под влияние экстремистской пропаганды. Из-за общественного давления у них появляется кризис идентичности. Очень часто это происходит из-за отсутствия понимания со стороны родных и друзей. Общество, да и сами традиционные религиозные институты отталкивает их от себя, люди неодобрительно косятся на девушек в платках и мужчин в тюбетейках, их начинают ассоциировать с террористами. А тем временем к их душам находят пути режиссёры крайних взглядов и начинают играть с их религиозными, но пока не окрепшими религиозными чувствами. Данный острый вопрос остаётся открытым!
По мнению муфтия А. Крганова одни из основных задач не дать новичкам почувствовать себя брошенными и одинокими – активно знакомить и вовлекать их в жизнь традиционного мусульманского сообщества, обеспечивать им простой и свободный доступ к классической исламской литературе, проводить лекции и круглые столы.
Кризис социокультурной идентичности нивелирует роль религии в жизни человека. Секулярная часть общества неодобрительно смотрит на тех, для кого религия стоит на первом месте, кто на вопрос «кто ты такой в первую очередь?» отвечает «я – мусульманин», «я иудей» или «я – христианин». Пока нет ответа на данный вопрос, как переломить эту негативную тенденцию. Пророк Мухаммада (мир ему и благословение!) сказал: «Все человеческие существа — создания (приверженцы, близкие) Аллаха, и дороже всех Аллаху те, кто добр к Его созданиям». Хадис Байхаки.