Жизнь махалли

В конце марта главный редактор газеты «Ислам минбаре» этнолог Дамир Хайретдинов посетил Финляндию по приглашению Хельсинкского университета. 25 марта он побывал в Татарской мусульманской общине Финляндии, где участвовал в пятничном джума­намазе, общался с членами данной общины и взял интервью у имама Рамиля Беляева, который любезно поделился новостями из жизни финских татар.

После деформации татарской национальной культуры в период советской власти Ислам является одним из главных механизмов в процессе национального возрождения. Для татар именно исламский образ жизни всегда являлся и наиболее объемлющим выражением этнического пространства и нациоональным символом. Весь комплекс исламского самосознания, бытования Ислама у татар до революции сложился в своего рода этнонациональный вероисповедальный комплекс. 
Неудивительно поэтому, что религиозная духовность понималась как самый действенный механизм национального возрождения, этнической интеграции. К счастью, у татар есть регионы, где счастливым образом найден и реализован рецепт такого позиционирования Ислама в национальной жизни татар. Это, например, Чувашия, где гармонично сопрягаются как исламские, так и этнические ресурсы в татаро-национальном становлении. К сожалению, в некоторых других местах Ислам представляется лишь как общемировая данность, вычищенная от всякого этнического компонента, что противопоставляет его татарскому национальному возрождению, даже лишает национально ориентированную деятельность ценностного смысла, что в конечном счёте может привести к конфликту "мусульманского" и "татарского" трендов в национальном становлении. 
Опыт Чувашии, её татарских деревень, показывает, что религиозное возрождение может стать существенным эффективным фактором в реэтнизации татар. 
Необходимо уже понять и осознать, что религиозное возрождение или исламизация неоднородна, есть разные её варианты. По сути только один из них играет роль 
этноинтегрирующего фактора. 
Априорно позитивное общее отношение к исламизации, отождествление её с этнонациональной культурой является неверным, т.к. "салафит"ствующая исламизация крайне негативно настроена к этнической культуре татар и нацелена 
на её уничтожение. Напомним их лозунг: "Исламда миллэт юк!"("В Исламе нет национальностей!" - являющийся по сути в их понимании смертным приговором для этнического выживания татар. Очевидно, что только ханафитская мусульманская традиция является для татар уникальным целостным 
механизмом национального возрождения и может стать существенной частью татарской национальной идеи. 
Формируемая татарская этносфера не может никак обойтись без мусульманского компонента, поэтому нельзя ошибиться в предлагаемых ныне татарам двух вариантах исламизации. Одна - "салафит"ская модель, она маскируется под название "мы просто мусульмане". Такая мимикрия делается сознательно, чтобы скрыть её ваххабитское содержание. Ведь, к сожалению, ныне мы лишены удовольствия быть "просто мусульманами", т.к. есть шииты, ваххабиты, ахмадиты и др., поэтому приходится уточнять свою принадлежность к одному из мусульманских течений. И это верно для всех мировых религий: нет "просто христиан", есть православные христиане, христиане-католики, христиане-протестанты и т.д. Поэтому нужно быть бдительными, если перед вами появятся проповедники, громко кричащие, что они "просто мусульмане", значит, они или шииты, или ваххабиты. Они из-за ненависти к ханафитскому мазхабу лицемерно пытаются скрыть свою истинную принадлежность к безмазхабному известному течению. 
Второй вариант исламизации - это традиционная для татар ханафитская модель - комплиментарная к этнической татарской культуре, гарантирующая в будущем воспроизводство татарского языка, относящаяся к татарской этносфере как к безусловной ценности. 
Остаётся надеяться, что у татарской интеллигенции и духовенства хватит ума и мудрости не ошибиться в этом простом выборе без выбора: не допустить антиэтническую татарофобную исламизацию, чреватую суицидальными взрывами. 
Валиулла Якупов, к.и.н., "Звезда Поволжья", 34. 

3 мая в здании Совета Федерации прошло заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ на тему "О повышении роли национально-культурных автономий в сохранении и развитии духовной культуры народов России". В работе совета приняли участие председатель СФ РФ С.М.Миронов, Министр культуры РФ А.А.Авдеев, Председатель Госсовета РТ Ф.Х.Мухаметшин, представители ФНКА, СМИ, творческой интеллигенции и ученные. Муфтий ДУМ Москвы и Центрального региона, председатель ДУМ ЧР, член Общественной Палаты РФ Альбир хазрат Крганов выступил с речью в заседании Совета. Предлагаем читателям текст тезисов муфтия. Выступление Первого заместителя председателя ЦДУМ России, Муфтия ДУМ Москвы и Центрального региона, председателя ДУМ ЧР, члена Общественной палаты РФ, Альбир-хазрата Крганова На заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета федерации Федерального Собрания Российской Федерации, посвященному реализации государственной политики Российской Федерации по укреплению межнационального согласия и созданию условий для этнокультурного развития народов России. На тему "О повышении роли национально-культурных автономий в сохранении и развитии духовной культуры народов России". السلام عليكم و رحمة الله Уважаемый Сергей Михайлович, друзья! Приветствую участников досточтимого Высокого Собрания от имени комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести ОП РФ, и от имени Центрального Духовного Управления Мусульман России. Мы благодарны организаторам заседания Совета за обращение к этой особо значимой теме для современной России. Утверждение и сохранение исконных духовно-нравственных начал в современном обществе является основной сферой деятельности всех традиционных российских конфессий. 
А она актуальна и приоритетна еще и потому, что Слово божие, или голос религии, на протяжении семи десятилетий истории нашей страны было подвергнуто весьма существенной девальвации. В силу этого, думаю, что сегодня мы вправе говорить лишь о начале процесса полноценного возрождения традиционной духовной культуры в России, и об ее все возвышающейся роли в раскладе предпочтений современного российского общества. И хотя в последние десятилетия мы наблюдаем немало существенных подвижек в этом направлении, к сожалению, подвижнические старания конфессий порой сводятся на нет валом безнравственности, насаждаемой так называемой рейтинговой продукцией масс-медиа, которая все больше деформирует сознание общества, лишая его нравственного ориентира и превращая человека в примитивного индивидуума с психологией потребителя. Напомню, что об этом недавно говорил Святейший Патриарх Кирилл, и мы его поддерживаем. Социальные проблемы в стране представляют известную данность. Не изжиты до конца уродливые проявления этнического экстремизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости и национальных конфликтов. На искоренение этих неприемлемых социальных пороков и была направлена реализация государственной политики Российской Федерации по укреплению межнационального согласия и созданию условий для этнокультурного развития народов России. И очень важно, что ее стратегическая концепция была нацелена на выравнивание социальной среды во всех национально-культурных автономиях нашей страны при сохранении уникальности и многообразия региональных культур и плюрализма субкультур многонационального российского общества. Именно этот путь, на наш взгляд, отвечает идеям демократии и культурного плюрализма, способствует сохранению цивилизационной идентичности России и ее геокультурного пространства. Религия и культура неразрывны друг от друга. Культура основывается на религиозных ценностях. Поэтому и структуры ЦДУМ ведут активные взаимоотношения с национальными организациями, не только с татаро- башкирами, это само собой, потому что, система ЦДУМ была выстроена на основе этих народов, мы работаем и с другими национальными организациями страны, стараемся помочь им адаптироваться в Российскую реальность. Россия веками складывалась именно как многоукладное государство, где сообщества, представляющие разные культуры и даже цивилизации, вырабатывали единые принципы общежития в одной стране, интегрировались в общее, которое сейчас носит название Российская Федерация. Многовековое гармоничное и неконфликтное сосуществование многообразия культур и укладов жизни – это для России особая ценность и фактор ее культурной конкурентоспособности. Задача органов власти, в том числе и региональных, состоит в том, чтобы неустанно крепить взаимоотношения со всеми национально-культурными автономиями, общегражданскую целостность нашего общества, Как например делается в РТ и ЧР. Мы Россияне держатели «золотых акций» дружбы народов и должны этим дорожить. Гражданская идентичность должна быть первична для всех 160-ти российских народов вне зависимости от их этнической, религиозной и социальной принадлежности, что соответствует конституционному термину «многонациональный народ Российской Федерации». Все мы, прежде всего – граждане Российской Федерации, россияне. Потом уже идут этническая, религиозная, социальная и другие идентичности. Осознание причастности к одной большой стране, позволяло сохранить государственную целостность страны в разные исторические этапы (ее существования). Многие и многие поколения наших предков еще в далекие незапамятные времена ясно отдавали себе отчет, что вся сила и могущество нашего государства кроется в многообразии культур и традиций. И как показал весь исторический опыт, только там, где национальная политика подкреплена духовно-нравственной составляющей, с привлечением ресурсов традиционных культур и формируется идентичность, способствующая формированию ценностных оснований социума. Но мы должны еще поучиться создавать равные права представителей разных народов и традиционных конфесий нашей страны. От отношения к многообразию культур зависит и перспектива развития национальной стабильности. И в этом плане религиозные представители всех традиционных конфессий демонстрируют позитивное и эффективное взаимодействие, способствуя приобщению современных людей к совместному сосуществованию на принципах толерантности, взаимного уважения при сохранении собственной культурной идентичности. Полагаю, что для всех нас важно нести пример взаимного понимания и уважения к друг другу, умению вслушиваться и слышать другого, учиться самим, и прививать эти качества в молодых поколениях через внушение духовного родства с окружающими нас людьми, через принятие за аксиому, что каждый человек – индивидуальность и нельзя его заставить жить и мыслить так же, как живешь и мыслишь ты. Смысложизненная ценность этого труда заключается, прежде всего, в том, чтобы ментально и эмоционально консолидировать наш многонациональный народ в единое гражданское общество. Для этого, видимо, необходим новый исторический тип личности. Его формирование задача будущего, но она, по нашему глубокому убеждению должна претворяться уже сегодня на лучших образцах отечественной культуры и воспитания, на традициях исконных духовных ценностей нашего народа. И если говорить о перспективе построения подобного гражданского общества, то главная задача государства и региональных властей состоит прежде всего в том, чтобы создать все необходимые условия для гармоничного развития каждого индивида, представителя любой этно-национальной группы в привычной для него атмосфере традиционной духовной культуры. В этих целях для государства представляется логичным делать упор на обеспечении равных возможностей для жизнедеятельности своего населения и выработки единых критериев воспитания гражданственности, главным компонентом которой безусловно был и остается патриотизм. (Надеюсь, что введение в школах преподавания основ традиционных религий также будет способствовать этому процессу). Пора уже системно и последовательно уделять внимание привитию юным гражданам нашей страны высоких нравственных и ценностных ориентиров, формировать в них чувство принадлежности к единому обществу и государству, давать им возможность активнее проявлять свою гражданскую позицию и быть реально сопричастными к позитивным изменениям в стране. Хотел бы в этой связи привести в пример гениальную фразу, высказанную Михалковым старшим: «Сегодня дети – завтра народ». Думаю каждый из нас понимает, что от того каким вырастит сегодняшнее поколение молодых сограждан будет зависеть будущее нашей многонациональной державы. Пользуясь случаем, хочу всех Вас пригласить 19 июня посетить Чувашию и принять участие во «Всероссийском втором сельском Сабантуе» в Шыгырданах, и на месте в глубинке увидеть как дружно живут разные народы.

Новая мечеть Урмаево - современное мусульманское культовое сооружение с живописной объемной композицией в постмодерновой трактовке с сочетанием во внешнем облике мотивов восточно-мусульманской, булгарской и традиционной культовой архитектуры татар. "Мечети — это места, где много раз упоминается имя Аллаха Всевышнего", — так написано в Коране. "Мечети принадлежат Аллаху, поэтому ни к кому не взывайте с мольбой, равной мольбе ко Всевышнему", — говорится в 18-м аяте суры "Жен". Сколько бы веков не прошло с тех пор, как священное писание стало достоянием многих людей, мечети и в наши дни служат местом, где правоверные мусульмане ведут сокровенный разговор с Аллахом. Мечеть интересно оформлена, стены расписаны татарскими орнаментами, старинными рукописями. Относится к типу купольной мечети с обособленными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин и осевым расположением двух ярусного минарета. Двухэтажное с цокольным этажом здание имеет обособленные входы для мужчин и женщин на западном и восточном фасадах. При вестибюлях в женской и мужской половинах расположены медресе, в цокольной части, молельная для мужчин на первом этаже, для женщин, на втором этаже. В основном здании мечети работы завершаются, впереди строительство ансамблевого здания, помещения для омовения, благоустройство территории. Мусульманский приход во главе Хаджи Фанис хазрат Сафиуллина работу строительства вели достаточно быстро, все это благодаря населения Урмаево, близлежащих деревень, земляков проживающих в различных городах России. Собраны и израсходованы денежные средства на несколько миллионов. Для завершения работы требуется немалые средства. Поэтому, гостей и читателей сайта, просим откликнуться, помочь в до строительстве духовно-образовательного центра, новой мечети «Кара пулат». Телефон для справок: 9033570848.

Село Токаево среди татарских поселений Республики славится тем, что здесь хорошо сохранились национальные и религиозные традиции. Наши уважаемые аксакалы и бабушки сохранили и довели до нас большую любовь к своим традициям и к своей религии. Сегодня Токаевская община (махалле) уделяет много сил и внимания духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.Все мы знаем, что при мечети села уже в течение пяти лет работает медресе, где дети и взрослые изучают основы Ислама и учатся читать Коран. Помимо этого в медресе делается многое для развития у детей чувства патриотизма. Для этого Мусульманский приход и Общественный совет села проводят различные мероприятия и организовывают экскурсии. Вот и вчера, 1 мая, воспитанники Наила хазрата Ямалутдинова провели мусульманский «КВН». Три команды: "Шәкертләр”(5класс), "Мөслимун”(4 "б” класс) и "Гулистан” (4 "а” класс) соревновались между собой в знании основ Ислама, патриотизме, эрудированности и находчивости. Команды готовились к конкурсу при поддержке своих старших товарищей. Команду «Шәкертләр” готовили Люзия Шакирова и Нефисе Шакурова, команду "Мөслимун” - Зухра Гибатдинова и Гузель Зарифзянова и команду "Гулистан” – Дине Ахметсафина и Диле Ибрагимова. Выступления ребят оценивала конкурсная комиссия в составе руководителя аппарата ДУМ ЧР Мансура хазрата Хайбуллова, Джамаль хазрата Гарифуллина, Фанис хазрата Сафиуллина, Альмира ханум Рахимзяновой и Роза ханум Сабитовой.  Первым конкурсом для ребят стало ознакомление с командами, эмблемами и внешним видом участников. Вторым испытанием для команд стало чтение сур Священного Корана наизусть хором. Отрадно, что все команды справились с этим испытанием на отлично. Далее каждая команда исполнила гимн России и продемонстрировала любовь к флагу России в своих одеяниях. Команды исполнили гимн очень хорошо, а то, как они показали флаг Росси, поразило всех присутствующих. Также команды показали свои театральные способности при постановке маленьких сцен на тему «Кеше булып кал» и провели викторину на знание основ Ислама. За 5 минут команды должны были написать четверостишье на тему «сосед». Хотя в этом конкурсе члены команды "Шәкертләр” справились первыми, по содержанию стиха не было равных команде "Гулистан”. Каждая команда спела песню, где есть слово "Әни”- мама. С этим задание все команды справились отлично. Конкурсная часть "КВН” завершилась исполнением мунаджатов. Пока члены жюри подводили итоги, команды исполнили для гостей свои мунаджаты вне конкурса. После слов благодарности участникам и организаторам, Мансур хазрат объявил команду победителя. Им стала команда 5 класса "Шәкертләр”, второе место заняла команда "Гулистан” и третье место команда "Мөслимун”. Все команды получили от организаторов памятные призы. Мероприятие завершилось с чтением сур Священного Корана самым юным победителем Конкурса чтецов Корана и знания основ Ислама, который прошел в селе Токаево накануне, Динаром Шайхулловым. Первый мусульманский "КВН” удался на славу и покозал, что дети любят свою Родину, чтят свои тродиции и религию. После завершения конкурса все участники прошли в медресе, где обсуждали итоги «КВН» и делились впечатлениями за чашкой чая. Надеемся, что такие конкурсы будут регулярными и превратятся в добрую традицию.

18 июня пройдут ежегодные торжественные мероприятия «Изге Болгар Шокер жиены»- «Благодарственный Собор в благочестивых Булгарах» по случаю добровольного принятия Ислама в 922 году (310 год хиджры) нашими предками в древних Булгарах. Уже на протяжении многих лет в память о предках современных татар- булгарах, и в память о славном событии- принятие Ислама как государственной религии Волжской Булгарии, Верховный Муфтий России Талгат Таджутдин ежегодно в начале лета организует посещение древнего города Булгар мусульманами России, а так же ближнего и дальнего зарубежья. Ибо каждый мусульманин должен помнить о своих исторических корнях, уходящие в глубокую древность, к временам нашего Пророка Мухаммада (с.г.в.) Поразительна красота этих мест: высокий берег Камы, бескрайние просторы и небо чисто голубого цвета. Именно здесь ощущается связь с народом, когда то живших в этих местах.

29 апреля Председатель Духовного Управления Мусульман г.Москвы и Центрального региона, ДУМ ЧР, Муфтий Альбир хазрат Крганов по приглашению мусульманского прихода- махалля мечети "Ярдям" в Отрадном, посетил духовно- просветительский мусульманский комплекс и провел пятничную службу - джума намаз. Мечеть вместимостью более чем на 1500 человек был весь переполнен, и мусульмане не вмещающиеся в мечети читали намаз во дворе. Сегодня это проблема номер один у мусульман столицы, миллионная умма не вмещается в несколько мечетей Москвы. И в повестке дня перед ДУМ Москвы и Центрально региона стоит главная задача решить эту проблему. В этой связи Муфтию Альбир хазрату было важно услышать авторитетное мнение мусульманского попечителя Р.Ж.Баязитова, касательно проблемы строительства мечетей Москвы. Для обсуждения этих вопросов Муфтий Альбир хазрат Крганов встретился с главным меценат строительства мечети "Ярдям", академиком Рашид Жаббарович Баязитовым. Р.Баязитов ознакомил Муфтия Альбир хазрата Крганова с историей строительства мечети, православной часовни и синагоги в едином комплексе. Комплекс храмов традиционных конфессий в народе называют "Малым Иерусалимом". Муфтий Альбир хазрат поблагодарил Рашид Жаббаровича за его добродетельные труды в строительстве Божьих храмов не только в Москве но и за его пределами. Известно, что Р.Баязитов оказывал помощь мечетям Сибири, среднего Поволжья, мечети "Кул Шариф". -«Мы с благодарностью помним Вашу помощь, оказанную мечети села Шыгырдан. Интересно что, два столетий, а точнее 230 лет назад Нижегородский купец Абдульман бай Еремеев из села Камка построил первую соборную мечеть с.Шыгырдан. А при помощи Р.Баязитова там построен минарет одной из семи мечетей. Благодарим Вас за то, что при Вашей помощи, сын Имам-Хатыба Шыгырданской мечети, Ризаэтдин хазрат Субханкулов ( в этом году ему исполнилось 95 лет) совершил хадж, и он молится о Вашем благополучии. Недавно ему была сделана операция на глаза, и он сейчас читает Коран без очков, он ходил в мечеть на Отрадном и говорит что именно сюда в мечеть "Ярдям" собираются аксакалы татары - говорит он. Рашид Жаббарович уникальный человек, именно он татарин, построил храмы традиционных конфессий на единой площадке, демонстрирующие дружбу конфесйи и народов. И ему одному с помощью Всевышнего и его друзей удалось построить комплекс мечети "Ярдям", когда как целые религиозные управления не смогли за десятилетия построить мечети в столице. В мечети полный порядок, мусульмане столицы стараются решать ритуальные вопросы именно в мечети в Отрадном, проповеди идут на трех языках; татарском, русском и арабском. Если в стране было бы побольше, таких патриотов как Р.Баязитов, ориентировавших свой бизнес на социальную ответственность, были бы сняты многие проблемы » - сказал Муфтий. 

C 1 по 3 ноября в Кафедре исламоведения и регионоведения Института востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета пройдет Казанский международный научный форум «Ислам в мультикультурном мире».

Учащихся медресе Ямало-Ненецкого автономного округа будут получать направления в вузы Татарстана. Об этом договорились глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов и  муфтий РДУМ ЯНАО при ЦДУМ России Хайдар-хазрат Хафизов, который прибыл в Татарстан в составе рабочей делегации губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина.

Сохранение национальной идентичности и культуры, основанной на татарском языке и исламе, является первоочередной задачей татар, считает президент Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, республика окажет в этом всемерную поддержку соотечественникам, как в России, так и за ее пределами. 

Резиденция ЦРО Центральное Духовное Управление Мусульман Волгоградской области (Волгоградский Муфтият)
1400081, Россия, г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 122
Тел./факс: +7(8443) 34 11 38
E-mail: info@islamvolga.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.