Жизнь махалли

Вчера в Москве состоялось общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Совета по исламскому образованию», проводимое при финансовой помощи Фонда поддержки исламской культуры науки и образования.Как пишет газета «Рисалят-Послание», из 26 приглашенных исламских учебных заведений присутствовали почти представители всех организаций. Все участники изъявили устное желание войти в состав совета. Некоторые написали заявления и подали необходимые документы. Остальным было предложено подготовить пакет документов в течение месяца.В ходе работы участники общего собрания с небольшими поправками утвердили Концепцию  развития Совета по исламскому образованию об унификации  учебных программ, создании единой исламской образовательной системы и использовании богатого духовного наследия российских мусульман.Кроме того, члены совета приняли план работы на 2010-2011 годы и ознакомились с проектом Единого образовательного стандарта высшего среднего и начального исламского образования.Для четкого разделения работы между вузами и средне-специальными учебными заведениями было решено в рамках Совета по исламскому образованию создать учебно-методические отделы для высшего и среднего уровней образования. Председателем учебно-методического отдела по высшему образованию единогласно избрали ректора Российского исламского института (Казань) Рафика Мухаметшина, а по среднему образованию - ректора Северо-Кавказского университетского центра Максуда Садикова. В работе собрания принял участие и ректор медресе "Гулистан" ДУМ ЧР Наиль хазрат Ямалутдинов.


Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев примет участие в 186-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО в Париже. На ней представители более 50 стран обсудят ряд важнейших проблем в области культуры. "Я сегодня вылетаю в Париж, где мне доверено выступить с докладом от России", - приводит «Интерфакс» слова Шаймиева. "Несомненно, я расскажу на сессии и о совместном с федеральным центром широкомасштабном проекте восстановления исторического облика памятников православия и ислама - острова-града Свияжск (заложен как город русским царем Иваном Грозным в 1551 году) и древнего города Болгар (место официального принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году)", - сообщил Шаймиев. Отметим, что Болгар и Свияжск в настоящее время рассматриваются комиссией для вхождения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Москва. 12 октября. ИНТЕРФАКС - Президент РФ Дмитрий Медведев выступает за установление прочного межрелигиозного диалога, в том числе на Северном Кавказе.
"Государство будет всячески этому способствовать, естественно, не вмешиваясь в религиозную деятельность, а создавая лишь необходимые условия для того, чтобы человек любой веры мог свободно совершать службу", - сказал он во вторник на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом ФРГ Кристианом Вульфом. 
По словам главы государства, "наша страна, как и любые другие страны, сталкивается с проявлениями религиозного экстремизма с использованием псевдорелигиозной эквилибристики для достижения политических целей". 
"Мы не можем к этому относиться безучастно и внимательно отслеживаем процессы, которые происходят в этой сфере. Наиболее проблемной для нас является, конечно, ситуация на Северном Кавказе", - отметил Д.Медведев. 
Он подчеркнул, что на Северном Кавказе "в силу разных причин в определенный период возникли противоречия, потребовалось использование различных способов для достижения успокоения и восстановления нормального межконфессионального диалога". 
При этом президент РФ напомнил, что на Северном Кавказе проживают представители разных религий - и ислама, и христианства. "Естественно, между ними должен идти нормальный, продуктивный диалог, тем более что представители разных религий на протяжении столетий жили бок о бок и достигали очень неплохих результатов", - сказал Д.Медведев.

12 октября мусульманская общественность России отметит 80-летие со дня рождения известного татарского исламского ученого, первого главного казыя Республики Татарстан и проповедника ХХ века Габдулхака Саматова. 
В связи с этим в Казани, в конференц-зале Духовного управления мусульман пройдут I Саматовские чтения. На этих чтениях предполагается обсудить важные вопросы, связанные с изучением ханафитского богословского наследия, историей ислама у татар в постсоветский период, этническими и региональными особенностями мусульманской культуры у татар, изучением богословского наследия и деятельности этого великого мусульманского деятеля. 
В рамках I Саматовских чтений состоится презентация книги о Габдулхак хазрате Саматове и присуждение премии его имени «Рухи мирас». 
Ожидается, что на Саматовские чтения приедут муфтии и богословы из других регионов России, которые выступят с научными докладами, сообщает пресс-служба ДУМ РТ.

Альбир-хазрат Крганов, муфтий Чувашии, член ОП РФ полагает, что телевизионщики обязаны считаться с общественной критикой, особенно когда она исходит от людей, которым небезразлична культура и духовное состояние своих сограждан. 
«Представители средств массовой информации, их руководители должны понимать, что они не просто зарабатывают деньги, но и сильнейшим образом влияют на массовое сознание, прежде всего молодёжи. Многие люди охотно впитывают «телевизионные» ценности, перенимают оттуда стиль человеческих отношений. Поэтому на телевидении особенно важен моральный аспект работы», - отметил он. 
«На мой взгляд, средства массовой информации нельзя огульно обвинять: есть и хорошие телеканалы и передачи. В остальном, то, что происходит на телевидении, - это отражение и проявление болезни самого общества», - заметил Альбир-хазрат. 
«В отношении программы «Дом-2», конечно же, беспокоит то, что руководство телеканала никак не хочет считаться с мнением общества, но отстаивает её законность. С одной стороны, что не запрещено законом, то разрешено; с другой – существуют этические нормы, которыми опасно пренебрегать в видах здоровья самого общества. Нельзя понимать свободу как вседозволенность. Нужно налаживать нормальный диалог между властью, СМИ и обществом», - заключил  муфтий Чувашии. 

Министр культуры, по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республики Р.М.Лизакова провела совещание по теме деятельности библиотек республики. На совещании обсуждались вопросы популяризации чтения книг и нахождения новых форм активной деятельности библиотек. Интернет обеспечение библиотек также привлекает много читателей - было отмечено на совещании. Примером инновационного, современного подхода является деятельность Национальной библиотеки в Чебоксарах оснащенная всеми необходимыми аксессуарами и персоналом. Там и библиотека для незрячих, свод законодательных актов, консультация по праву, аудио звуковой зал, зал национальной книги, фонд старинных книг, профессионализм библиотекарей. Там же проходят выставки известных художников и многое другое. На совещании библиотекарей принял участие и заместитель муфтия по делам молодежи и образованию, ректор медресе «Гулистан» Н.А.Ямалутдинов. Наиль хазрат подтвердил что, после посещения библиотеки делегацией ДУМ ЧР появилось желание передать некоторые старинные книги в фонд библиотеки и возможно создать зал исламской культуры. Старинные книги несут в себе свет и глубокую историю, к ним нужно бережливо относится, а здесь для книги созданы все условия. Но, к сожалению, в последние время издавались и некоторые книги религиозной тематики сомнительного происхождения, без обозначения авторов и адресов типографии. Сегодня растет интерес читателей к религиозной произведениям и периодике, безусловно современные библиотеки должны иметь достаточное количество произведений и священных книг о традиционных конфессиях, но хорошо было бы до приобретения библиотеками книг религиозного характера предварительно соответственно согласовать их в Епархии и Духовном управлении- сказал ректор Наиль хазрат Ямалутдинов. 

06.10.2010 10:55 
16 сентября 2010 г. президент Республики Татарстан Рустам Минниханов встретился с участниками форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия». «Мечети и медресе – основа сохранения нации», – сказал он. Этот тезис во многом следует за тезисом, озвученным первым президентом РТ М.Ш. Шаймиевым и на Третьем съезде Всемирного конгресса татар 29 августа 2002 г.: «Повсюду, где живут татары, появились мечети и медресе». Мы искренне рады, что новый президент Татарстана заговорил языком, который мы настойчиво используем во всей своей религиозной, просветительской, научной деятельности с самых первых шагов. Не мы его придумали. Почитайте великого Тукая, для которого мечеть и мектеб или медресе при ней являются необходимым признаком каждого татарского аула. Это хорошо понимали и великие богословы, и одновременно классики нашей истории Шиабетдин Марджани и Риза Фахретдин. Слава Аллаху, так заговорили и президенты. В первой программе (платформе) Всетатарского общественного центра ВТОЦ (1988) и материалах Учредительного съезда комитета «Суверенитет» Татарстана (1990) понятие «Ислам» просто отсутствует. В докладе лидера ВТОЦ М. Мулюкова на V съезде ВТОЦ в феврале 1996 г. Ислам упоминается только в связи с возрождением государственности и доказательством необходимости равенства государственного статуса Татарстана и России: «1. В древности у нас были собственные государства. Империя татар, Великий Булгар, Золотая Орда, Астраханское, Крымское, Казанское, Сибирское, Касимовское ханства… 2. Мы живем во втором тысячелетии после принятия религии Ислама. Мы приняли свою религию раньше, чем русские». Один из лидеров ВТОЦ подполковник в отставке Рашат Сафин в программной статье «Национальное движение и религия» в 1997 г. утверждал: «Вкратце, нация (миллят) по сравнению с религией – это более широкое понятие… Нации жили, сменив религию, а без народа, без нации не может быть религии. Поэтому нация первична, а религия – вторична». В новом столетии стало понятно, что недооценка роли религии Ислама сыграла важнейшую роль в падении влияния национального движения. Попытка ВТОЦ использовать муфтиев в качестве игрушек в своих руках ничем хорошим не кончилась. Однако былые манипуляторы из числа работников отдела пропаганды и агитации Татарского обкома КПСС, комсомольских функционеров, бывших теоретиков «научного коммунизма» и «истории КПСС» позиционируют себя как специалистов по Исламу и истории татар. Они не знают ни языка Священного Корана, ни богословия и не работали в архивах. Как говорят мне мои кавказские коллеги: «Это не алимы, не светские ученые, а чиновники». Боюсь, что я не могу доказать обратное своим кавказским друзьям, которые одновременно называют мне имена своих высококвалифицированных коллег в Казани. При этом представители южных мусульманских республик России доказывают свои слова ссылками на Коран, труды алимов и научные источники. 
Несколько лет назад Всемирный конгресс татар в день празднования принятия булгарами Ислама устроил песни и пляски прямо рядом с Соборной мечетью Булгара сразу после хутбы. Возмущенный народ тысячами отхлынул от священного места. Сведение всей татарской культуры к псевдоСабантую с его праздношатающимися полупьяными толпами и русскоязычной программой также вряд ли имеет отношение к исконному булгарскому празднику плуга. На истинном Сабантуе пьяницам никогда не было места! Поэтому уже несколько лет мы внедряем практику возрождения нашего национального праздника, где наряду со спортивными играми для всех читаются молитвы, проводятся нравоучительные беседы, и праздник завершается всеобщей трапезой. Здесь собираются представители старшего поколения, имамы и трезвая национальная интеллигенция и все больше молодежи и детей, посещающих мектебы и медресе. Воистину, слова Рустама Минниханова «Мечети и медресе – основа сохранения нации» абсолютно верны. Только сохранить нацию смогут не бывшие «кызыл авызлар» (красноротые) – бывшие активисты-атеисты, а имамы, чиновники, бизнесмены, интеллигенты, верные религии и культуре своих предков. 
«Прости меня, святой Коран, 
Что я в тебе смыслю как баран» Это ироническое покаяние бывшего партработника периода перестройки создал классик дагестанской аварской литературы Расул Гамзатов. В стране гор все уже в массовом порядке грамотно читают намаз. Татарские же деятели предпочитают во всем обвинять имамов. Хочется их спросить, когда они последний раз читали намаз, им не хватает даже такта, чтобы надеть каляпуш или тюбетейку на съезд религиозных деятелей. Татарская культура в целом и литература, в частности, были созданы людьми, для которых нация и религия составляли единое целое. Последними в этом великом ряду были Амирхан Еники и Аяз Гилязов. Поэтому большую часть жизни их травила родная казанская пропаганда, да и зачастую братья по писательскому цеху. Сегодня от имени совести нации говорят люди, получившие все материальные блага от эпохи советской и неплохо пристроившиеся в эпоху рыночной экономики. Им было неплохо при Брежневе, потом они выступали за Татарскую союзную республику, затем за независимость, сейчас они представляют партию «Единая Россия» в Государственном Совете Татарстана. Молодежи трудно понять таких гибких деятелей. Что же для них ближе: Коран или баран, повторяя слова Расула Гамзатова. Один из идеологов ВТОЦа начала 1990-х гг. Дамир Исхаков честно сказал, что он не уважает муфтиев. Последние не уделили его словам никакого внимания. В начале 2000-х гг. возглавляемый Центр этнологического мониторинга при Всемирном конгрессе татар активно заявлял, что сделает все для недопущения сокращения численности татар в Башкортостане. Про это рассказывали лидеры национального движения в Уфе. Однако в итоге переписи населения 2002 г. количество татар за Иком упало на двести с лишним тысяч. Теперь перед новой Всероссийской переписью населения, намеченной на октябрь 2010 г., слова про неуважение имамов забыты. 

30 сентября 2010 года в Чебоксарах состоялось заседание Межведомственного координационного совета по сопровождению апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На этом заседании участвовал и заместитель Председателя Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики по делам молодежи и образованию, ректор медресе «Гулистан» Ямалутдинов Наиль Аглеметдинович. На совещании участники были ознакомлены с аналитической информацией о готовности к проведению апробации комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики» в 2010 – 2011 учебном году. В ней, в частности, отмечалось следующее: - С 2009 года Чувашская Республика участвует в апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее –ОРКСЭ). С 1 апреля 2010 года 11285 учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений республики приступили к изучению курса ОРКСЭ. Выбор модулей данного курса по республике выглядит следующим образом: « Основы православной культуры» - 34,8 %; « Основы религиозных культур» - 32,8%; « Основы светской этики» - 30,6%; « Основы исламской культуры» -1,8%; До присутствующих довели информацию о выборе модулей родителями учащихся 4-х классов текущего учебного года по состоянию на 29 сентября 2010 года: « Основы светской этики» -36,9%; « Основы православной культуры» -36,0%; « Основы мировых религиозных культур» - 25,7%; « Основы исламской культуры» -1,4%. Мусульмане ЧР обеспокоены тем, что процент выбравших модуль «Основы исламской культуры» уменьшился с 1,8% до 1,4%. Сравнив эти цифры, мы пришли к выводу, что это связано с реструктуризацией основных школ в начальные, в частности, в Комсомольском районе в деревне Тат. Шуруты; в Батыревском районе в деревнях Кзыл-Камыш и Кызыл-Чишма дети пошли в школы соседних деревень. А в татарской деревне Полевые Бикшики обучаются дети из близлежащих чувашских сел. Поэтому эта школа избрала модуль «Основы мировых религиозных культур». В городских школах были случаи, когда в школе изъявили желание изучать один из модулей 2,3,4 человека, но дирекция посчитала, что желающих мало и выбрала общий единый модуль, потому что это связано с оплатой учителей. Мы считаем это действие неправомерным. Чиновники утверждают, что если даже один ребенок выберет модуль, его должны обучать по его выбору, это так по бумагам, но как его реализовать в жизнь? Заместитель Муфтия по делам молодежи и образованию Ямалутдинов.Н.А. обеспокоен тем, что если снижение процента изучения «Основы исламской культуры» будет продолжаться такими темпами, то к 2015 году составит 0%. Апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» выносит на повестку дня волнующие родителей вопросы. Вопросы возникают не только в нашей республике, но и в других поликонфессиональных регионах. Вопрос остается открытым, надеемся что к завершению эксперимента будет найдено мудрое решение.

12 октября в Москве состоится общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Совета по исламскому образованию», проводимое при финансовой помощи Фонда поддержки исламской культуры науки и образования. Решение провести общее собрание было принято 23 июня Первой объединенной конференцией Совета по исламскому образованию. Совет по исламскому образованию был создан в марте 2010 года, учредителями которого выступили Российский исламский институт, Дагестанский институт теологии и религиоведения им. Мамма-дибира Аль-Рочи и Московский исламский университет. В состав совета вошли исламские вузы и медресе всех централизованных организаций России. Главной целью совета является подготовка единых образовательных стандартов и учебных программ для всех исламских учебных заведений России, координация их деятельности и объединение усилий по воспитанию молодого поколения мусульман в духе ценностей ислама и подготовке высокообразованных мусульманских священнослужителей, имамов, хатыбов, алимов, теологов и богословов, сообщает пресс-служба РИИ. В работе заседания совета примет участие заместитель муфтия ДУМ ЧР по делам молодежи и образованию, ректор медресе "Гулистан" Н.А.Ямалутдинов.

Москва. 4 октября. ИНТЕРФАКС - Межрелигиозный совет России выступил против принудительной стерилизации и принудительных абортов, возможность которых прописана в нынешнем варианте законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". 
"Законопроект не предусматривает уголовной ответственности за незаконную стерилизацию, а ряд статей документа устанавливает порядок принудительной стерилизации и принудительных абортов по решению опекунов или суда", - с сожалением констатируют религиозные лидеры в заявлении по итогам заседания Совета, прошедшего в понедельник в Москве. 
Они также обращают внимание на то, что в упомянутом законопроекте ребенка до момента рождения "предлагается цинично называть "продуктом зачатия" (ст.49, п.1). 
"Отдавая должное необходимости попечения о семье и детях со стороны государства, призываем ответственные органы власти, а именно министерство здравоохранения и социального развития и Государственную Думу, в чьих руках находится законопроект, обратить особое внимание на крайнюю сомнительность приведенных положений, а также на соблюдение прав родителей в области воспитания их собственных детей и права детей иметь полноценную семью", - сказано в заявлении. 
Религиозные лидеры считают, что использование неоднозначных и размытых трактовок таких понятий, как "здоровье человека" и "трудная жизненная ситуация", в условиях законодательно закрепленного права органов опеки забирать из семьи детей несет в себе серьезную опасность. 
"Призываем ответственные органы государственной власти, а также общественные организации и учреждения здравоохранения совместно обсудить данный законопроект с целью выработки положений, которые будут определять права семьи и ребенка, исходя из принципа, что наилучшее воспитание дети получают в полноценной семье", - говорится в заявлении Межрелигиозного совета. 
В заседании приняли участие глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, представитель Центрального духовного управления мусульман России Тагир Саматов, представитель главы Буддийской традиционной сангхи России в Москве Андрей Бальжиров, главный раввин Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Адольф Шаевич, председатель КЕРООР Зиновий Коган, руководитель департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и МЧС Аарон Гуревич, заместитель председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Магомед Албогачиев. 

Резиденция ЦРО Центральное Духовное Управление Мусульман Волгоградской области (Волгоградский Муфтият)
1400081, Россия, г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 122
Тел./факс: +7(8443) 34 11 38
E-mail: info@islamvolga.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.